W3D Banner Exchange
W3D Banner Exchange

Home | Яхты | Таблица плазовых ординат

Швертбот-плавдача.

Ветераны паруса, выросшие на зыбких швертботах, во все это не поверят, так что эта статья двух салаг-самозастройщиков для их будущих последователей.

Мы водномоторники с 1973 года. За 15 лет заездили 2 Прогресса и 2 Вихря. Винты наших "Вихрей" были подрезаны и шаг изменён "по Синильщикову", после чего моторы оживали и уверенно доносили нас из Ростова-на-Дону до Каспия и Слащевской-на-Хопре. Но бензин стал трудноуловим, да и "Прогресс-4" стал тесноват, по днищу пошли волдыри коррозии.

Как только появился проект "Скат" стало ясно, что большой развал бортов увеличит эффективность работы балласта при крене. Соответственно увеличится остойчивость и, следовательно, тяга парусов. При крене 90 градусов плечо восстанавливающего момента балласта составляет около 700мм, что вполне сопоставимо с размерами фальшкилей яхт близких размерений. Оставалось втолкнуть в таблицу "Ската" планировку "ЛЭС-22" и попасть в центровку (рядом стоял "Цефей"). А это значило: вытащить колодец из-под кокпита (иначе в каюту было бы не втиснуться) и подвинуть штаг-путенс на пол метра вперёд, обеспечив место для большого автоматического стакселя. Похоже – попали. При ветре около 2 м/с, в бейдевинд (шли от одного пятна с легкой рябью до другого), против донского течения 2-3 км/ч яхта с очень тяжелым дном, тремя немелкими отпускниками, парой мешков дров для печки Маслова и неисчислимым количеством "нужных" вещей идёт относительно берегов 4-5 км/ч. Признаться, мы об этом и не мечтали. При резком усилении ветра до 10 м/с неопытный рулевой вскоре догадывается, что в его опеке яхта мало нуждается: руль сам стал прямо, а яхта с небольшим креном летит круто к ветру. При смене галса автоматический стаксель и грот, не имеющий погона, сами перебрасываются на другой борт и яхта на новом курсе бесшумно несет вас в долгожданный отпуск. Забыты вопли великомученика "Вихря" и бесконечное таскание вонючих канистр. Впрочем и под пока безупречным "Ветерком-8М" (в котором, несмотря на обилие штилей, почти не было нужды и за отпуск сожгли 10-12 литров бензина) с грузовым винтом лодка прилично идет на пол-газа.

На попутных курсах благодаря узкой ватерлинии при меньшей парусности с опущенным швертом уходим от "Конрада-24", лежащего на воде растоптанным лаптем.

Любители скоростей, используя технологию формования обшивки Шелкова (КиЯ №146 стр.75) могли бы построить с этими обводами очень легкую и быструю лодку.

Строительство начали в 88 году во временно нежилой квартире. По шланговому уровню прикололи к стене 2 полосы рулонной бумаги длиной 3,5м. По таблице плазовых ординат из КиЯ №111 построили вдвое укороченный теоретический "бок" в полную высоту. При этом линию палубы подняли на 100мм, крышу рубки - ещё на 50. Увеличили выгиб киля под кокпитом, чтобы увеличить плавучесть кормы и уменьшить дифферент. Двухметровые койки между вертикальными сечениями определили положение практических шпангоутов. Заднюю стенку рубки объединили с рамой 7-го шпангоута. При вертикальном положении он становился на кормовой конец колодца и пришлось его поставить наклонно, сдвинув его по килю в корму на 240мм. Получили полураскрытые просторные койки-гробы длиной 2м и легкодоступный рундук под кокпитом. На том же чертеже построили по полуширотам линии скулы, слома и борта. Пересечения полученных линий с вертикалями дали высоты и полушироты практических шпангоутов. По этим данным построили в натуральную величину проекцию "корпус", с которой снимались размеры деталей переборок.

Кокпит начинается от транца и при длине 2м имеет максимальную ширину 1300 мм на 8-м шпангоуте, к концам сужаясь до 700мм. Глубина кокпита - 350мм. Комингс входного люка имеет высоту 200мм над дном кокпита. Палуба у транца оканчивается люками ахтерпика размерами 350х500мм (Ветерок входит с трудом, желательно сделать около 600мм, увеличив ширину транца у палубы до 2100, что было бы полезно для отдыха и рыбалки) и, вплотную к транцу, битенг-вентиляторами, работающими по принципу эжектора. "Правила постройки судов", том 3 предписывают при отсутствии седловатости борта иметь фальшборт не менее 2м, что мы с удовольствием и выполнили, получив возможность сидеть в кокпите откинувшись как на диване, а за одно иметь место для установки лебёдок на фальшборте, а также карманы для мелочей. Кстати, в том же томе 3 для судов закрытого типа, каким является яхта, при высоте надводного борта более 300мм определяется неограниченный район плавания, а не только "Дон с притоками". Ознакомиться с книгой можно в техотделах судостроительных и судоремонтных заводов.

Дубовые вставки по килю между флорами образуют единую слегка изогнутую поверхность под фланец (сечением 6х50) колодца, поставленного на прокладке из полосок пористой резины длиной по 50-60 см, состыкованных "на ус" без клея. Стальной колодец длиной 1,8 м выполнен аналогично "ЛЭС-22" и передняя кромка опущенного шверта оказалась точно под мачтой. Ось вращения шверта выше ватерлинии. В 200мм от заднего конца колодца приварена ступенька, а выше - червячная лебёдка шверта - подарок яхтенного капитана В. Педуса. Ролик, выводящий трос от шверта к лебёдке, вынесен на стол для получения максимальной площади шверта (колодец + толщина киля). Конец троса заплетен на 16-мм пальце, вваренном между 3-мм щек на шверте. В нижнем положении щеки из щели не выходят. В верхнем шверт фиксируется сквозным стопорным стержнем – восьмеркой. Работающая площадь шверта – 0,48 кв.м, длина от днища – 0,87м. К переборке гальюна примыкает камбузный шкаф. Между ним и колодцем - камелёк. Сквозь прорезь в столе пропустили трубу-радиатор камелька сечением 200х40мм. Камелёк, в виде кубика со стороной 200мм, двумя горизонтальными полосами, приваренными к задней стенке, крепится на весу болтами к вертикальному ребру на боковой поверхности колодца. Рёбра пришлось ставить, так как при сварке стенки колодца втянуло внутрь и шверт клинило. Рёбра имеют отрицательный серп. Перед приваркой рёбер внутрь колодца вгонялся лом и пузыри выдавливались наружу. Верхняя плита камелька выполнена в виде коробочки, опущенной на 50 мм в огонь. Кубическая посуда с дном 130х150мм впритирку ставится в коробочку.

На пороге гальюна во всю его ширину стоит 50-литровый расходный бак питьевой воды, могущий служить сиденьем при пользовании мойкой. Насосом-"лягушкой" в баке создаётся давление для подачи воды к мойке, расположенной у борта под потопчиной. Штуцер крана приварен к подкосу горизонтальной трубы, подкрепляющей путенс топ-ванты. Под мойкой - сваренное по профилю борта выносное ведро.

Напротив камбуза и гальюна - короткий диван (1550мм). Носовой кубрик сделан по возможности просторным, чтобы выделить женскую половину. Между койками можно стоять в рост при открытом люке. Изголовья всех коек приподняты на 100мм выше ног. Вентиляция кубрика при закрытом люке постоянно идёт через носовую утку-эжектор, 25-мм трубчатые стойки которой пропущены сквозь дубовый подпалубный брус 60х80мм, идущий в ДП от форштевня до 2-го шпангоута.

Носовая оковка сделана с 250-миллиметровым бушпритом-клипперштевнем, служащим продолжением стального треугольника, накрывающего палубу на 400мм от форштевня. К этому листу приварены полуклюзы, опоры носового релинга и обушки леерного троса.. Бушприт позволил довести площадь топового автоматического стакселя до 11 кв.м. Его нижняя шкаторина имеет длину 2950, длина погона - 1100. От мачты до штаг-путенса - 3300. Паруса пошиты мастером спорта А.В. Кадетовым. Вес стакселя без раксов – 3,5 кг, грота – 3,6 кг. Оттяжку гика пока возим в рундуке.

Палубное оборудование пока состоит из обушка для блока гика-шкота на дне кокпита, погона автомата, одного стопора стаксель-шкота на крыше рубки и... трех чайников компота от фирмы "Печка Маслова" (иначе какая же дача).

Передняя стойка носового релинга, могущего опускаться вниз, выполнена в виде лесенки с двумя ступеньками, достающей почти до ватерлинии.

Мачту из алюминиевой трубы 96х3мм выполнили разборной на толстостенной стыковочной втулке длиной 350мм, что позволило хранить зимой весь рангоут в каюте, однако потребовало установки двух пар основных вант. Их путенсы снизу подкреплены кронштейнами на 300-мм вертикальных стальных полосах, стоящими на внешних сторонах гальюнных переборок. Основания краспиц размером 100х100 выполнены из обрезков алюминиевой трубы 100х5 и служат для стяжки половин мачты. Вес рангоута с такелажем – 48 кг. Вертлюг гика выполнен с патент-рифом. При подъеме мачты ось патент-рифа вставляется на свое место, но со стороны носа, и гик используется как стрела для подъема мачты: застопоренный на утке стаксель-фал крепится за нок гика и между ноком и штаг-путенсом основывается таль в 4 лопаря (два двухшкивных блока и 12-миллиметровый шкот). В вертикальном положении гик расчаливается боковыми оттяжками.

Весь поперечный набор, киль и форштевень были полностью изготовлены за зиму в квартире. Сразу была прорезана и оклеена швертовая щель. Оклейку следут выполнять, создавая давление с помощью клиньев. Место на берегу Дона для сборки помог найти яхтенный капитан В. Варфоломеев. Стапель состоял из вбитых в землю, по линии пересечения рубки с палубой, заострённых кольев. Их верхние концы были связаны досками, выровненными по шланговому уровню с учётом уклона палубы. Скулы выклеены из 3 слоёв дубовой рейки 16х60мм, привальник и слом - 2 слоя по 20х50мм. Толщина киля под колодцем - 130мм. До установки обшивки были поставлены на смоле с затяжкой болты 10х160мм для колодца с прямоугольными удлинёнными головками. Болты удобно делать из нержавеющего прута с приваркой длинных прямоугольных головок. Утапливаясь в древесину киля, эти головки не позволят болту провернуться после установки обшивки. На эти же болты надеваются фланцы балластин.

Через 2 месяца (пока коллектив переизбирал директора, а у второго строителя были каникулы) после забивания первого кола корпус был обшит до палубы (ранее 13 часов не "раскачивались", да и струбцин было маловато – штук 15).

Основой для приобретения "фондовых" материалов послужило постановление правительства Рыжкова, обязывавшее предприятия обслуживать население. Для обшивки бортов и днища использовался листовой строительный стеклопластик 6х1800х1050мм. Пластика использовано 280кг (18 листов) по 1р.20коп. + 4% наценка. При его приобретении следует обращать особое внимание на качество - по краям возможен непроклей. Для лучшей адгезии при оклейке его наружная поверхность обдиралась электрорубанком до оголения волокон. Пластик без последствий выдерживает проверку кувалдой, поэтому щекотать его проволочной щёткой на дрели бесполезно. Латунные саморезы для установки обшивки можно найти у ремонтников электросетей. 8 штук сидит в каждом сгоревшем предохранителе с квадратной керамикой. Если саморезов мало, ставить их можно через 150 мм, а между ними – пяток латунных сапожных гвоздей. Оцинковку ставить в дуб нельзя – пропадёт то и другое. Очерченные изнутри по набору листы обшивки зачищались в местах склейки электрорубанком и наносилась смола с добавлением дубовых опилок, просеянных сквозь сетку от комаров. Прохладная октябрьская погода – +13 – +16 градусов – оказалась наиболее удобной для оклейки. Вся смола с введенным пластификатором (дибутилфталат) была разлита в трехлитровые баллоны и перед работой 3-4 баллона, плотно закрытых крышками, на пол часа ставились в теплую воду, подогреваемую киловатным кипятильником. Тёплая смола с введённым в последний момент 6,5% отвердителем легко разравнивалась и, попадая на холодный корпус, хорошо держала ровный слой. Очень важно смолу не перегреть. Если отвердителя ввести в тёплую смолу более 6,5% - не успеете положить ткань, если менее - отверждение растянется на полгода, но потом, в тёплую погоду, можно пройти по сырым местам электрокамином - дать толчок - и "процесс пойдёт". Подготовленный кусок стеклоткани наматывался на два черенка от лопат и раскатывался по смоле от ДП к бортам. Охладившаяся смола не выступала сквозь ткань и было удобно ткань разравнивать. Затем, плоским электрокамином 1,2кВт (двухспиральный, длиной около 0,5м) с расстояния 30-50мм в течение 3-5 минут (или паяльной лампой) ткань прогревалась, и на глазах проваливалась в смолу. При этом обеспечивалась хорошая пропитка и гарантировалось отверждение. Для укладки следующего слоя полезно посыпать незатвердевшую смолу древесной мукой (совет Курылёва, КиЯ №88, с.47). Торцы обшивки, выходящие в колодец, оклеивались при помощи стальной оправки длиной 600, поджимаемой при оклейке 5-тонным домкратом. Оправка сварена угольником из плоской и слегка изогнутой по днищу 50-мм полос. Внутри оправка заранее оклеена пористой резиной для компенсации неплотного прилегания к обшивке. На резину положен разделитель – полиэтиленовый кулёк и несколько слоёв стеклоткани со связующим. Домкрат давит вдоль биссектрисы.

Обшитый до палубы и оклеенный корпус, имея тяжёлое днище (7мм стеклопластик + 2 слоя стеклорогожи + 1 слой стеклоткани Т11ГВС9), был легко раскантован перекатом усилиями двух человек и упал днищем на приставленные к стене ангара автопокрышки. Палубу обшили чёрной водостойкой фанерой толщиной 10мм.

Для лучшей остойчивости сечения дубового набора в днищевой и бортовых частях увеличены вдвое. Конструкция шпангоутных рам столь удачна, что при вытаскивании корпуса из ангара столбы ворот сошли с фундаментов на величину несоответствия ширины ворот ширине корпуса.

Тележка на УАЗовских колёсах имеет сварную раму из полуторадюймовых труб в виде двух трапеций с основаниями 600 и 2000, расположенных в 70мм одна над другой и связанных вертикальными стальными полосками через 200мм. Корпус подняли домкратом на П-образную конструкцию из пары обрезков ствола тополя и поперечины из толстой балки (как шпала), а затем подвели под него тележку. Днище лодки, стоящей на тележке, находится в 400мм от земли. Ватерлиния – на уровне верха колёс. Без водила тележка имеет положительную плавучесть и сама "прилипает" к днищу. Пара блоков на концах стропов, удавкой одетых на комли тополей, позволяет лебёдкой затянуть полуторатонную лодку на зимнее хранение без посторонней помощи. Весной блок на серьге, приваренной к слипу, помогает вытащить лодку из глубины стоянки, а несколько полос двухмиллиметрового железа, положенных на дно у берега, ощутимо облегчают спуск на воду при любом мелководье.

Балласт – 4 узких длинных коробки общим весом 240кг с переплавленным на костре свинцовым сором из стрелковых тиров. По 60кг добавляют колодец и шверт. Рядом с балластом под пайолами при необходимости укладываются 4 узких длинных бака по 20 литров для запаса пресной воды (ещё 100кг). Баки имеют по 2 внутренних продольных перегородки.

Новейшие океанские гоночные яхты, показанные в декабре 96г. по НТВ, имеют транец чуть уже максимальной ширины, внушительную ширину, развал бортов как у "Ската" и внутренний балласт на днище. Можно считать, что мировая элита наконец пришла к принципам обеспечения остойчивости, заложенным Чайкиным в его "Скате" и "ЛЭС-22" 12 лет назад.

 

Деревянко В.К.
Деревянко Ю.В. (Fidonet 2:5061/19.46)
г. Ростов-на-Дону.