Russian LinkExchange Banner Network
Russian LinkExchange Member

Home | Яхты | Кубок Ростовской Федерации парусного спорта'98

Перепечатка из журнала "Катера и яхты" N6(112)/1984

Однотонник "Виймси"


Спуск яхты "Виймси" в гавани ОПЦ в Таллине.

Проект однотонника "Виймси" разработал В. Смеричевский, возглавивший коллектив яхтсменов и судостроителей Таллинского рыболовецкого колхоза "Маяк". Надо сказать, что в этом колхозе уже давно строят по заказам организаций как пластмассовые бассейны для разведения рыб, так и виндгляйдеры, причем на высоком качественном уровне. Поэтому строительство большой яхты из стеклопластика не представляло большого труда для специалистов колхоза.

"Виймси" предполагалось строить с обшивкой из фанеры, но, когда на стапеле уже были выставлены шпангоутные рамы, появилась возможность изготовить корпус полностью из стеклопластика. От первоначальных планов отказались, а обшитый фанерой корпус использовали в качестве болвана для формования пластмассовой скорлупы. Так появилась яхта с необычными для пластика "гранеными" обводами.

Как показывает практика, ноличие скул не имеет для скорости судна существенного значения, однако, расположив их на поперечных сечениях, конструкторы не учли в должной мере требования правил IOR, поэтому при обмере пришлось мириться с увеличенным за счет штрафных поправок на обводы гоночным баллом.

В сочетании с сильно зауженной кормой, явно отличающейся от утвердившихся в 80-х годах стандартов, значительная ширина однотонника - 4 м - выглядит несколько необычно.

Корпус выполнен из двух половин, соединенных в ДП. Толщина наружной обшивки составляет 6-25 мм. Палуба отформована отдельно и соединена с корпусом на фланце. Конструкция палубы трехслойная - между 6-миллиметровыми слоями стеклопластика имеется за полнитель из пенопласта толщиной 18 мм.

Конструкторы применили оригинальную систему набора из продольных стрингеров в виде стеклопластиковых полутруб, поперечных полупереборок и поперечной шпангоутной рамы из нержавеющей стали, установленной в районе мачты. На эту раму опирается степс мачты, к ней крепятся струны от вантпутенсов.

Для выравнивания посадки яхты в носовой часта киля пришлось разместить дополнительно 200 кг дифферентовочного балласта.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЯХТЫ
Длина наибольшая/по КВЛ, м11,07/9,0
Ширина наибольшая, м4,02
Осадка, м2,05
Водоизмещение, т4,5
Масса фальшкиля, т1,65
Обмерная площадь парусности, м264,0
Гоночный балл по правилам IOR, м8,4

Жесткая линия киля и форштевня, прямая линия борта с большим перепадом в носу и корме создают, конечно, запоминающийся силуэт, но, на наш взгляд, поиск своего почерка не совсем удачным образом соотносится с требованиями дизайна. Два больших кокпита, возможно, были бы не лишними на двухтоннике, здесь же они кажутся неоправданной роскошью. Мачта, попавшая в центр рубки и салона, тоже не может быть отнесена к интересным находкам в решении интерьера. Зато сама конструкция корпуса удалась: грамотная, даже несколько изощренная для яхты схема набора позволила в конечном итоге поставить плавник весом порядка 50% водоизмещения!

Качество работ как на корпусе, так и на палубе - отменное.

Внутренняя планировка - открытого типа без поперечных переборок. Большая ширина судна позволила разместить восемь спальных мест, два из них представляют собой трубчатые койки, расположенные в носовой части. На стоянке они используются для хранения парусов в мешках.

Штурманский стол размещен в отдельной выгородке между кокпитами. Над ним на палубе предусмотрен светлый люк. Штурман, поднявшись с кресла, имеет возможность обозревать обстановку, брать пеланги и общаться с рулевым, не беспокоя остальных членов экипажа.

На яхте установлен 16-сильный дизель итальянской фирмы "Руджерини" с воздушным охлаждением. Под этим дизелем на спокойной воде судно развивает скорость 6-7уз.

По правому борту в центре салона расположен камбуз. Здесь же под пайолом - резиновая цистерна для питьевой воды.

В салоне имеется три шкафа для одежды и личных вещей экипажа. Постельные принадлежности можно хранить в рундуках под койками.

Для удобного размещения большого числа гостей стол, установленный в ДП, может раскладываться до трапа. Все яхтсмены, побывавшие на борту "Виймси" во время соревнований на Кубок Балтики, отметили тщательность и аккуратность внутренней обстройки, несмотря на то, что она из дешевых материалов.

Парусное вооружение типа "7/8" с гибким рангоутом позволяет экипажу наилучшим образом настроить паруса на максимальную скорость в гонке. Мачта изготовлена из дюралюминиевой (Д16Т) трубы 130 X 2,9 мм, из отдельных секций, скрепленных на винтах и заклепках. Она раскреплена тремя парами вант, двумя форштагами и двумя парами бакштагов. Верхние ванты не доходят де тона на 2,7 м. Такая система стоячего такелажа позволяет изгибать мачту в широких пределах.

Яхта была спущена на воду осенью 1983 г. В первых же прикидочных гонках с яхтой "Иру" (типа "Таурус") - неоднократным победителем и призером гонок на Кубок Балтики - "Виймси" легко обходил "Иру". Однако сразу же выявились его существенные недостатки. В настоящее время они устранены: для улучшения центровки и снижения гоночного балла с верхней части киля было перенесено в нос 200 кг свинца; центр парусности смещен в корму за счет перераспределения площади парусов; площадь руля увеличена, руль заглублен; качающиеся краспицы заменены жесткими и т. п.

В текущем году однотонник принимал участие в соревнованиях на Кубок Балтики. Из 30 яхт, стартовавших в третьей зачетной группе, он финишировал первым, а по пересчету занял третье место. "Виймси" легко обходил лучших ходоков и нередко был лидером судов первой группы. При скоростях ветра от 1 до 18 м/с он шел в лавировку достаточно круто, да и на фордевинде не уступал соперникам в скорости. Экипаж однотонника по достоинству оценил высокие мореходные и ходовые качества "Виймси" и удобство работы на палубе. Комфортабельность в плавании признана удовдетворительной.

По материалам, предоставленным И. Сиденко и Г. Поваровым

Фото И. Федорова